АВТОПРОФИ
автотранспортный портал

http://autoprofi.ua  



Мининфраструктуры информирует


В планах -  ввести плату за проезд крупнотоннажных транспортных средств по автодорогам общего пользования государственного значения

Министерство инфраструктуры и Укравтодор изучают эффективность  внедрения в Украине электронной  системы взимания платы с крупнотоннажных транспортных средств для компенсации ущерба, нанесенного автомобильным дорогам общего пользования государственного значения.
Такая практика успешно применяется в странах Европы. Так в Швейцарии с 2001 года грузовики массой 12 тонн платят  за километр дорог по 0,23 евро, массой 44 тонны – 1,14 евро. В Германии подобная мера применяется с 2005 года, плата составляет от 0,14 до 0,29 евро за 1 км. В Польше – с 2011 года. Плата – от 0,05 до 0,13 евро за 1 км. В 2014 году подобный сбор собирается ввести Россия.
Проезд тяжелых грузовиков по дорогам, построенным 30 – 50 лет назад, способствует интенсивному разрушению дорожного покрытия. Построенные в советское время дороги, рассчитанные на 6-тонные нагрузки на ось, из-за перегруза утратили свою несущую способность. Об этом сказал на коллегии 5 апреля министр инфраструктуры Владимир Козак. В связи с этим, учитывая зарубежный опыт и с целью надлежащего  содержания эксплуатационного состояния дорог, Мининфраструктуры рассматривает возможность ввести обязательное взимание платы с крупнотоннажных транспортных средств для компенсации урона, нанесенного проездом по дорогам общего пользования государственного значения.
Для нововведения планируют разработать изменения в законодательство, которыми будет установлен порядок взимания платы, ее размер, перечень платных дорог, штрафы, а перевозчики должны будут установить на тяжелые  транспортные средства  необходимые бортовые приборы.
Министр инфраструктуры заметил, что взимать плату за проезд с транспортных средств планируют исключительно с крупнотоннажных грузовиков, которые будут двигаться по вновь построенным или отремонтированным дорогам.

Механизмы финансирования дорожной отрасли

О критическом состоянии украинских дорог говорилось не раз. Большинство требует капитального ремонта. По нормативам ежегодно необходимо охватывать капитальным или средним ремонтом 35 тысяч км, но из-за отсутствия средств за последние 5 лет отремонтировано 5 тысяч км. Мининфраструктуры и Укравтодор изучает все возможные пути увеличения финансирования дорожного строительства. Планируется создать комиссию по реформированию дорожной отрасли, одно из заданий которой будет разработка механизмов  финансирования дорожного строительства. И не только государственного, но и местного значения.
Рассматриваются различные варианты, учитывается зарубежный опыт. Среди предложений по расширению источников финансирования, которые сейчас изучает министерство, – поэтапная оптимизация размеров акцизного сбора на горючее, внедрение опыта строительства автодорог на основе государственно-частного партнерства и взимание платы за проезд  крупнотоннажных ТС.
Основная часть средств, направляемых на строительство дорог, - это поступления от акцизного сбора и ввозных пошлин на нефтепродукты, акцизного сбора и пошлин с импортируемых на территорию Украины транспортных средств и шин. Однако акциз на топливо у нас по сравнению с другими странами Европы самый низкий: 198 евро за тонну на бензин и 46-98 евро за тонну на дизельное топливо. В Польше, например, акцизная ставка на бензин выше в 2,5 раза, на дизельное топливо – в 6 раз, в Болгарии – в 2,4 раза на бензин и в 5,8 раз на дизельное топливо. При этом в странах ЕС дорожные фонды также наполняются исключительно из поступлений от акцизных сборов и ввозных пошлин.
Тем не менее оптимизация акциза на топливо – дело будущего. Разработкой механизма постепенного изменения акцизных ставок будет заниматься специально созданная рабочая группа, в состав которой войдут специалисты Мининфраструктуры, Минэкономики, Минфина, Укравтодора, автоперевозчики, профсоюзы. После создания и обработки проект будет  размещен на сайте министерства для ознакомления и публичного обсуждения. Лишь после этого, с учетом всех  предложений и замечаний,  на рассмотрение правительству будет представлен экономически обоснованный проект нормативного акта. Повышение акциза на нефтепродукты до уровня минимальных европейских ставок будет проходить поэтапно, по мере роста экономического уровня, вплоть до 2018 года.